Философия туризма в системах философского познания

Потребность в путешествиях — в ряду базовых потребностей человека, одна из определяющих черт ментальности человеческой особистости.Туризм — благородный проявление человеческого присутствия в мире [2], отмечает В. Малахов. История человечества — это летопись прокладки и освоения караванных путей, паломничества к святым местам, мореплавании, открытие новых земель. Особая страница в этом летописи относится философам, которые осуществляли длительные путешествия ради познания мира, поиска. В путешествий и философии общие ствол и корни — это удивление, желание понять и познать окружающий мир и Вселенная в целом, его законы и сущность. И раньше, и сейчас — отмечал Аристотель, удивление побудило людей к философствованию. Путешествия, в свою очередь, раздвигали границы знакомого, обогащали жизненный опыт любознательных людей, делали возможным их вхождения (инициацию) в мир иной культуры.
В ряду выдающихся философов-путешественников главное место принадлежит нашему земляку Г.С.Сковороде — харьковском Сократу, жизненным кредо которого было: жить — значит путешествовать. Он пешком обходит всю Слободской Украины, путешествует в Москву, посещает Токай (Венгрия), Братиславу, Вену, Италию и Германию. Свои впечатления от путешествий Сковорода, в частности, выразил в Разговоре пяти путников об истинном счастье в жизни (общительный разговор о душевном мире).

Перечень широко известных философов-путешественников поражает. При этом одним из главных побуждений их путешествий являлось не столько сбор знаний, сколько знакомство с другими людьми и их культурами. В этом, кстати, заключается коренное отличие настоящего путешественника от человека-проходимца, которая бесцельно бродит по миру в поисках лучшей доли, лучшего места. Ведь многие в мире ветрогонов, прохожих, которые перемещаются с места на место повинуясь злой судьбы, неутешительной необходимости.

Качественное отличие туристов (те, кто путешествует свободно и сознательно) от бродяг, бродяг, фланера, которые перемещаются стихийно руководствуясь исключительно охотой к перемене места — проявляет известный английский философ и социолог З.Бауман. Турист преследует определенную цель, сознательно и систематически ищет приключений, новых, непохожих на старые переживания. Турист желает окунуться в незнакомую, экзотическую атмосферу (приятное, возбуждающее, омолаживающее ощущение, будто вас тянут морские волны) [3]. И, главное, у туриста есть точка отсчета его странствующих траекторий — его Дом. Другое дело — бродяга, у него нет конкретного пункта назначения. Куда бы ни шел бродяга, он везде чужой и бездомный.

Как специфический вид путешествия, туризм отличается наличием конкретной мотивации ее участников — познания, отдых, развлечение, оздоровление, паломничество, знакомство с культурными достопримечательностями и тому подобное. Возникнув как организованы поездки преимущественно с культурно-оздоровительными целями, туризма, за годы своего существования не только превратился в массовое явление глобального масштаба, но и приобрел различных форм и проявлений. XX века — время информационной революции, породило, в частности, такой необычный вид туризма как виртуальное путешествие. Палитра туризма обогатилась новыми яркими красками, перечень уже привычных видов туризма — культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, конный, яхтенний, религиозный, конгрессный и т.п., в последнее время пополнился новыми его разновидностями. Среди них экологический туризм, подводный, палеонтологический, спелеологический, событийный (фестивальный), военный, даже космический. Реестр альтернативного туризма обогатился целым рядом таких экзотических форм как подводная охота на акул в Красном море, спуск на плотах бурными горными реками, военные туры с посещением военных полигонов, катанием на танках со стрельбой по мишеням, или полетом на истребителе. Требовательной состоятельному туристу турагентства охотно предложат посещение поселков аборигенов Бразилии или ночлег под городами Сены в компании парижских клошаров. Любители острых ощущений могут по путевке переночевать в тюрьме в камере для смертника, совершить путешествие на воздушном шаре или посетить разрушенный реактор в Чернобильський АЭС.

В основе всех путешествий лежит, помимо прочих, желание человека получить необычные впечатления, стремление к удовольствия, наслаждения, то есть гедонистические мотивы. Ведь современное развитое общество не только информационное, но и рекреационное. Homo ludens такая же важная персона как и Homo faber. Тот, кто способен отдохнуть, превосходит того, кто способен завоевывать города — остроумно заметил Франклин. Многие мыслители прошлого считали, что именно стремление к удовлетворению является мотивом всех человеческих действий (эпикуреизм). Удовольствие как такое, наслаждение, способны представлять для индивида ценность саму по себе и определяющее влияние на мотивы его поступков. Если бы мы не имели развлечения, мы бы чувствовали такую утомительную тошноту, — писал Блез Паскаль. Аналогичным образом самоценной может быть игра как таковая, независимо от ее результата. Ведь игра — вид отдыха, который, в свою очередь — одно из проявлений бытия человека. Приключения, экстремальный, карнавальный, фестивальный туризм способен удовлетворить и эти игровые человеческие потребности.