Философские основы общей теории туризма

Философские основы общей теории туризма развивают отечественные ученые Т.Дьорова, С.Пазенок, В.Федорченко. Структурно парадигму туризмологии они подают двумя компонентами: аксиологической и праксеологической. Аксиологическая составляющая парадигмы туризма включает исследование духовно-ценностных аспектов человеческого измерения туризма и туристской деятельности; праксиологическая предусматривает практическую организацию функционирования новой туристической парадигмы [28; 42]. Заметным достижением туризмологичного философского знания стала фундаментальная работа Т.Ткаченко Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса, в которой автор, опираясь на глубокие доработки современных ученых А.Мазараки, С.Синякова и др. углубляет философские основы развития теории экономической науки в туризме [46; 39].Рассматривая педагогику как составляющую общей теории туризмологии, В.Пазенок подчеркивает, что доминирующей среди них праксиологическая функция, образует каркас туризмологии. Ученый отмечает, что реализация этой функции опосредуется через знания и информацию, которыми обладает специалист в сфере туризма благодаря комплексу экономических, социо-гуманитарных и организационно-управленческих знаний [28]. Итак, блок экономических и управленческих дисциплин, предметом которых является изучение таких отраслей знаний и образования, как бизнес и управление, связанные с теоретическими основами туризма.

Сейчас в науке о туризме возникают вопросы содержания образования и организации получения знаний через различные формы организации и самоорганизации содержательного досуга. Доктор Еврейского Иерусалимского университета рекреации и досуга, председатель Всемирной ассоциаций рекреации и отдыха (WLRA) Х.Раскин 2001 предложил внедрить в научный оборот термин едьюкемент (англ. Educement = education + entertainment) (едьюкемент = образование + развлечения) и разработал методологические подходы по его реальной реализации в человеческой деятельности, в том числе образовательной. В основе концепции — использование туризма и его составляющих элементов развлечений и отдыха, как мощных инструментов в просвещении, повышении уровня общей культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения; системное планирование свободного времени населения с целью совершенствования личности. Эта концепция предложена ученым в докладе на тему Мировые тенденции в досуге и туризме на 12 Конгрессе Европейской ассоциации рекреации и отдыха (ELRA) Культурные мероприятия и системы рекреации: ощущение признания и ощущение пространства, в г.. Амстердам (Нидерланды) 17- 23 апреля 2001 [51]. Высокий уровень образования как цели общества, прогрессирующее в развитии с активным привлечением туризма является характерной чертой новой эпохи общественного развития и экономики трансформаций [29; 48-51].

В современных документах международных форумов по развитию высшего образования, зафиксировано, что любому обществу необходимо обновление высшего образования для обеспечения интеллектуальной независимости, выработки и продвижения знаний, подготовки и формирования ответственных граждан и квалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни политический прогресс нации.

Одним из ведущих направлений в науке о туризме география туризма — отрасль знаний о пространственно-временные закономерности функционирования туризма как общественного явления. Поскольку пространственные формы общественных явлений и процессов является предметом общественной географии [23], географам принадлежит значительный задел в исследованиях туризма. Известными в этом направлении являются работы В.Преображенського, Ю.Веденина, И.Зорина, М.Ананьева, Н. Зачиняева, Н.Фальковича, Е.Котлярова, Н.Мироненко, И.Твердохлебова и др. советских исследователей, а в Украине — М.Крачила и О.Любицевои, в которых рассмотрены предмет географии, в частности экономической географии.

Географический, исторический и культурологический аспекты являются базовыми в системе знаний о туризме, поскольку формируют его ресурсный потенциал, территориальную организацию туристско-рекреационного хозяйства.

Основы культурологии туризма, как теории культурных трансформаций личности в контексте ее пребывания в других социокультурных средах при туристских путешествий, рассматривают в своих работах отечественные ученые [12; 28; 39; 42]. В культурологическом смысле туризм выступает комплексной форме общественной активности, связанной с временным перемещением больших контингентов людей в другой социокультурное пространство, способствует ускорению культурного развития личности и взаимовлияния культур наций, народов и этносов, их политической и экономической взаимодействия.

Исследуя туристическую деятельность, культурология выделяет интенсивную культурную коммуникацию, что возникает в определенных точках социального пространства (вокруг туристических объектов). Сеть туристической коммуникации создает условия для массового, контакта большого количества людей, создает атмосферу взаемнорозуминня, доверия, солидарности. Однако природа туризма и в этой плоскости является двойной. Современная культура практицизма, потребительского отношения к национальной культуре и историческому наследию, спад уровня духовной культуры определенных социальных групп в богатых обществах, достаточно часто при массовых туристских потоках и внедрении психологии нивелирования общечеловеческих и национальных ценностей приводят к негативным последствиям в состоянии и развитии национальных культур, национальной сознания. Осознание негативных воздействий туризма на местные общины уже произошло мировой общественностью, на что акцентируют внимание документы мировых саммитов по вопросам развития туризма. В связи с этим возрастает роль государства, его образовательных и культурологических институтов в разработке и реализации стратегических мероприятий по сохранению и развитию национальной культуры, защиты ее от обесценивания духовности населения страны с использованием любого инструментария.

Особое место в культурологической проблематике занимает гуманизируя миссия туризма. На современном этапе в науке о туризме актуальными стали такие направления, как гуманизация, экологизация, глобализация и информатизация. В контексте гуманизации заслуживает внимания теория гуманистического ресурсного потенциала ландшафтов [15], под которым понимают природные и антропогенные (как результат деятельности человека) ландшафтные качества — уникальные, особые и обычные, способны пробуждать человеческие чувства, вызвать познавательный или научный интерес, влиять на формирование человеческой индивидуальности через впечатления, полученные во время путешествия. Для использования и восприятия гуманистических ресурсных свойств необходимые предпосылки: психологические, экологические и этносоциальные.

Психологические предпосылки предусматривают способность туриста воспринимать окружающую среду целостно, в сложных субъектно-объектных взаимосвязях. Ценностное восприятие природы зависит от ее состояния и эмоциональности человека. Ощущение места воспринимается одновременно с ощущением пространства, территории, родины; ощущение времени — с чувством истории; чувство прекрасного — с осознанием неповторимости обычного. Обычное, но глубоко личностное, становится особым, незаменимым и приобретает ценность наряду с выдающимся и знаковым.

Экологические предпосылки заключаются в необходимости осознания ограниченности и уязвимости природных ресурсов и ценностей. Рационально взвешенный экологический подход требуется также для сохранения историко-культурных, материальных и духовных ценностей, имеющих субстрат своего проявления — этнический и ландшафтный. Результатом взаимосвязи природы, этноса и его истории становятся ментальные ценности народа, а также существующая в ст