Формирование инфраструктуры туризма как условие совершенствования деятельности предприятий туристической сферы

В статьи исследовано формирование инфраструктуры туризма как условия совершенствования деятельности предприятий туристической сферы. Важным условием развития туризма как определяющего фактора модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки является участие государства в формировании благоприятной атмосферы для развития туризма, патронировании развития базовых отраслей, участия в инвестиционной деятельности и развития материально-технической базы.
Обоснованные перспективные направления исследований и внедрения в практику деятельности предприятий туристической сферы инновационных управленческих проектов с целью дальнейшего развития туристического сектора национальной экономики.

Ключевые слова: туризм, предприятия туристической сферы, туристический продукт, туристический поток, туристические ресурсы, инфраструктура туризма.

Введение. В последние годы в Украине растет внимание ученых и специалистов туристической отрасли к проблемам развития туризма, предприятий отрасли, формирование национальной туристической индустрии, управление в сфере экономической эффективности туристической отрасли, использования рекреационных систем и тому подобное. Вопросы истории возникновения туристической сферы и дальнейшей ее трансформации исследуются в трудах Бурчак В.И., Герасименко В.Г., Дворовая Т.А., Луговой О.В., Слободяна П.М., Степанкова Д.А., Федорченко В .К. и других авторов.

Постановка задачи. Целью исследования является определение направлений и основных мероприятий по формированию инфраструктуры туризма для совершенствования деятельности предприятий этой отрасли.

Результаты исследования. Глубокое изучение многих аспектов, связанных с привлечением и обслуживанием туристов, включая широкий спектр — от планирования и подготовки маршрутов к строительству специализированных комплексов, от работы с клиентами до развития инфраструктуры отдельных регионов позволяет отнести туризм современной индустрии отдыха, лечения, развлечения, бизнеса . По данным Всемирной туристической организации, объемы международного туристического бизнеса в денежном выражении в ближайшие удвоятся 20 лет и составят 7200000000000. долларов [1]. Поступления от международного туризма составляют 6% от общего объема мирового экспорта и 25-30% от мировой торговли услугами, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [2].

Анализ развития туризма Украины, а также опыта стран с развитой индустрией туризма, позволяет разработать систему мер [3], которые могли бы стать основой для разработки стратегии развития отрасли. Эти меры направлены на решение определенных задач. Во-первых, формирование задач, достижение которых позволило бы сформировать инфраструктуру, отвечающую новым экономическим условиям. Во-вторых, создание условий для развития отрасли с целью достижения поставленных целей, в том числе создание механизмов стимулирования развития его материальной базы. В-третьих, разработка нормативного обеспечения развития отрасли. Поставленные задачи могут быть решены, если будет обеспечена разработка следующих направлений.

1. Организационные мероприятия: организация полного статистического учета въездного и выездного туризма, его структурной ориентации; организация регионального информационного бюро. Создание Регионального Информационного Бюро (РИБ) могло бы решать следующие задачи: ведение информационно-аналитической деятельности, получения информации о сегментации туристического рынка, экономических, демографических, поведенческих характеристик представителей каждого сегмента, определение приоритетных целей и разработка стратегии по каждому сегменту, прогнозирования развития туристических обменов с различными регионами, определение ориентиров маркетинговой политики, предоставления информационных услуг, обеспечение услуг бронирования внутри региона и за его пределами, транспорта, гостиниц, театральных и выставочных билетов; разработка нового турпродукта и предложения по его внедрению и продвижению; подготовка программ постоянно действующих мероприятий, определения фиксированных дат их проведения (музыкальные фестивали, выставки запасников музеев, традиционные национальные и религиозные праздники и т.д., то есть создание нового туристического продукта); подготовка бизнес-планов этих мероприятий и обеспечения их коммерческой составляющей; стимулирование создания компаний по организации, рекламы и продажи турпродукта, ориентированного на межсезонье, (специализированного туризма — театрального, музыкального, охотничьего, архитектурного, исторического, экзотического, лечебного и т.д.); подготовка соглашений с фирмами о продвижении региона на внешнем рынке; подготовка и проведение рекламы региона как объекта туризма в рамках региональных мероприятий.

2. Инвестиционная политика органов исполнительной власти в сфере туризма. Подготовка и осуществление собственного инвестиционного процесса путем: привлечения внешнего кредитного капитала под залог недвижимости и обеспечения таким образом инвестиций в новые объекты гостиничного хозяйства; выделение части налоговых платежей, осуществляемых предприятиями гостиничного комплекса в местный бюджет, как гарантийного фонда обеспечения кредитов, предоставленных под инвестиционные проекты развития гостиничного комплекса.

3. Непосредственное привлечения внешнего капитала в развитие гостиничного хозяйства: подготовка адресной программы нового гостиничного строительства, опирается на анализ объектов, которые были отелями в прошлом, возможность и целесообразность их возвращения в эту сферу; подготовка нормативных актов, обеспечивающих легализации адресной программы и механизмов ее реализации.

4. Реконструкция и реорганизация существующего гостиничного фонда, подготовка нового гостиничного строительства. Как показал анализ загрузки отелей и прогноз будущего спроса, новое строительство имеет чрезвычайно важное значение, поскольку даже приведение к международным требованиям всего существующего гостиничного фонда не сможет удовлетворить растущий спрос.

5. Развитие инфраструктуры: создание финансового института развития турбизнеса в виде фонда развития туризма и обеспечения таким образом необходимого финансирования интересов развития туристического бизнеса (сбора статистики, выпуска рекламных материалов и кредитования выставочной деятельности, поддержка памятников и т.д.); подготовка предложений по созданию адекватной туристической инфраструктуры, интегрированной в международные системы и сети (операторские, бронирование, продажи); организационное и финансовое обеспечение статистической и аналитической деятельности с целью определения тенденций развития; организационное и финансовое обеспечение городских мероприятий туристического характера, включая объявление тендеров на их проведение; обеспечение рекламных и маркетинговых мероприятий с целью формирования привлекательного имиджа региона, влияние на формирование рынка, организация участия региона в крупнейших туристических ярмарках и подготовка рекламного продукта; подготовка инвестиционных предложений региона с технико-экономическими обоснованиями по туристическому комплексу и их рекламно-информационное обеспечение; экспертное обеспечение инвестиционных предложений региона и проектов технического содействия; финансирование отдельных проектов, направленных на развитие туризма и объектов культуры в регионе; разработка программы развития производственной инфраструктуры гостиничного хозяйства, в т.ч. по выпуску товаров мелкофасованной продукции для гостиниц, развитие перерабатывающих мощностей в областных хозяйствах по выпуску пищевой продукции для гостиниц анализ основных туристических маршрутов и разработка на этой основе адресной программы ресторанов и кафе и сопутствующих объектов (сувенирные магазины, пункты обмена валюты, информационные киоски); разработка программы развития транспортных предприятии, обеспечивают перевозки туристов; разработка комплекса мер (налоговых, административных и т.д.) по обеспечению приоритета на рынке сертифицированных товаров и услуг.

Туристические центры должны быть также оснащены материальными средствами для проживания, торгово-ресторанной сетью, иметь основные виды транспорта, обновлять и расширять его; уровень сервиса должен соответствовать определенным нормам, то есть, все, что соответствует определенным нормам наличии финансовых, трудовых и материальных ресурсов страны и регионов, принимающих туристов.

Что касается развитых стран, то стимулирование развития туризма в регионах осуществляется «вливанием» капитала в эти районы и созданием центров экономического роста. Примером может служить Франция, где строительство горных туристских центров международного класса привело к развитию горных районов, дало поддержку местному населению и созданию новых рабочих мест.

К числу приоритетных задач развития туризма относится введение эффективных методов экономического стимулирования. Для решения задач по развитию сферы туристических услуг Украины необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам туризма; осуществить программу создания разветвленной инфраструктуры в области, провести реконструкцию материальной базы туризма; обеспечить цивилизованные условия для пересечения границы (пограничный, таможенный контроль); открыть туристические представительства в зарубежных странах.

Реализация мероприятий позволит усилить темпы развития туристической сферы, позволит проводить активную общегосударственную политику в этой важной составляющей экономики Украины, обеспечить действенную координацию мероприятий центральных и местных органов исполнительной власти, общественных организаций, что будет способствовать увеличению туристических потоков на внутреннем рынке туристических услуг, созданию необходимых условий для быстрого развития смежных отраслей, организации новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней.