Концептуальные основы исследования локальной туристической системы

Локальная туристическая система и статье рассмотрены научные теории территориальной организации производства, на основе которых формируется новая концепция локальных туристических систем (ЛТС), дано определение ЛТС и сформулированы их основные характеристики.
Концепция локальных туристических систем (ЛТС) — это современная модель территориального управления развитием туризма в Италии. Ее формирование стало результатом распространения на индустрию туризма принципов системного подхода, экономической теории, общественной географии и менеджмента. Если говорить более предметно, то теория локальных туристических систем позаимствовала элементы теории промышленных и экономических районов, общественно-географических комплексов, кластеров и инновационных сред, дестинаций и тому подобное. Исследования ЛТС как альтернативной новой модели управления туризмом началось в 90-х годах ХХ века, а уже в 2001 году она была принята на законодательном уровне в Италии.За более чем десятилетие страна почувствовала положительные последствия местного управления туризмом, которое позволяет быстрее реагировать на изменения в конъюнктуре рынка, внедрять новейшие технологии (системы бронирования в реальном времени, платформы по управлению объектами инфраструктуры и т.д.), проводить концентрированную политику маркетинга, соблюдать принципов устойчивого развития, постоянно следить за состоянием туристско-рекреационных ресурсов и так далее. Поэтому для того, чтобы лучше понимать концепцию собственно локальных туристических систем, необходимо проанализировать теории, на основе которых она сформировалась.

Концепция промышленных районов. Теоретическая база понятие промышленного района была заложена в XIX веке Альфредом Маршаллом, который описал процесс концентрации предприятий (в основном малых и средних по размеру) одной сферы производства на отдельных территориях крупных промышленных центров Великобритании. Такие скопления автор называл индустриальных (промышленных) районами. Маршалл выделял промышленные районы небольших по размеру предприятий и противопоставлял их крупным компаниям (заводам) с вертикальной интеграцией. Таким образом, малые производства имели возможность успешно конкурировать с крупными, располагаясь близко друг от друга и концентрируя ресурсы в одном месте.Важное место в его теории занимает понятие внешней экономии, характеризуется тремя факторами: наличием квалифицированной рабочей силы, локальной торговлей и местным разделением труда между небольшими предприятиями [3]. Маршалл указывал на три главные преимущества, которые получает фирма, принадлежащая к локализованного промышленного района:

— Быстрое распространение новых идей и совершенствование отрасли;
— Наличие специализированных поставщиков товаров и услуг;
— Широкий доступ к узкоквалифицированных рабочей силы.

Со временем теория Маршалла получила развитие и стала основой для формирования концепций экономических районов, территориально-производственных и общественно-географических комплексов и тому подобное.Совершенствованием и углублением теории промышленных районов занимались такие ученые, как Майкл Пиоре, Чарльз сабель, Джакомо Беккатини, Франк Пайк, Вернер Сенгенбергер и другие.