Кристалер и его работа

Одной из важнейших категорий, применяемых в работе В. Кристаллера, является «радиус деятельности центрального блага», или самая расстояние, в пределах которой население данного центрального места еще получает указанную услугу (благо). За чертой растоянии, под которой понимают крайнюю границу радиуса деятельности послугодавчого предприятия, находится предел удовлетворения спроса. В таком случае В. Кристалер говорит об идеальном радиус деятельности или абсолютную границу предоставления услуг.

К факторам, от которых зависит радиус предоставления услуги, по В. Кристалером, относятся величина и значение центрального места; склонность покупателей к получению благ; расстояние; вид, количество и цена одной услуги. Существуют также экономические предпосылки определения нижней границы радиуса предоставления услуги. По теории центральных мест, минимальную величину спроса на данную услугу необходимо знать для того, чтобы заведение, которое предлагает эту услугу (благо), мог достичь определенного уровня рентабельности [4].

Американские исследователи еще задолго до В. Кристалера установили существование в большом городе определенной иерархии торговых мест. Еще в 30-х годах ХХ в. М. Праудфут разработал классификацию концентрации розничной торговли, выделяя центральные места услуг, внешние места и изолированные скопления магазинов. В 50-60-х годах ХХ в. появились исследования В. Берри и В. Гониса. В.Берри заинтересовался возможностью применения теории центральных мест к исследованию системы услуг в городе. Учитывая количество центральных функций, которые выполняют лишь отдельные места, он определил виды концентрации услуг и их типы. В крупных городах (например, Чикаго) он выделил пять уровней иерархии центральных мест: близкие, окружающие нас, общественные, региональные и метрополии [2].

В более поздних исследованиях Л. Берри понятия нижней границы радиуса предоставления услуги заменил сроком пороговой величины, чаще всего означала минимальную численность населения данного места, позволяющей ему удерживать центральную функцию.

В обоих случаях — у В. Кристаллера и в Л. Берри — говорилось о критической величину данной услуги (блага), без достижения которой она будет предлагаемая только в месте наивысшего уровня иерархии поселенческой сети. В таком случае часто используют понятие блага высшего уровня. Вместе с тем следует вспомнить, что с пространственной точки зрения радиус предоставления по слуги в классической теории центральных мест В. Кристаллера была не линией, а кругом, которое охватывало центральное место и ширина которого определялась разницей между нижней и верхней границами послугодавчои деятельности.

Исследуя предельный радиус деятельности (пороговой величины) центральной услуги (блага), В. Кристаллер толкует понятие «экономическая расстояние». С точки зрения автора теории центральных мест, чем выше уровень социально-экономического развития территории, тем большее значение в определении этой расстоянии имеет его физическое измерение (км). С точки зрения потребителя преодоление расстояния должно быть связано со средствами на переезд, время путешествия и выгодами от полученной услуги [5].

Но авторы признали, что для внутригородской иерархии мест предоставления услуг нужны и другие критерии, а разница между отдельными уровнями является не такой выразительной, как между системами городов. Л. Берри считает, что такая разница была определена между внутригородских иерархией мест предоставления услуг и иерархией центральных мест, и касалась тех типов услуг, которые проявляли тенденцию к локализации, согласно системами В. Кристаллера, вдоль коммуникационных артерий и улиц. Результаты исследований структуры торговли в европейских городах частично подтверждались результатами исследований мест предоставления услуг в американских городах, в которых применялась теория центральных мест. Как отмечает К. Полярчик, удалось выделить три иерархические внутригородские уровне для Цюриха и четыре — для Лондона [6].

Регионалисты, которые применили теорию В. Кристаллера в исследованиях в масштабе города, пришли к выводу, что существует теория третьего сектора — услуг, основанная на расширении (модификации) положений теории центральных мест.

Теория В. Кристаллера претерпела некоторые изменения. Так, Л. Берри и В. Торрисон объясняют существование места получения данного блага возможностью «экспорта» услуг из мест нижнего иерархического уровня поселений к местам, которые стоят в их иерархии выше [2]. Как следствие, были получены иерархические системы, существенно отличались от классических, то есть было доказано, что места одинаковой степени иерархии поселений могут отличаться набором благ и услуг. Но теория центральных мест остается и в современных исследований полезным инструментом решения проблем размещения многих видов услуг, особенно тех, которые предоставляются в иерархически организованной территориальной структуре. Часто это касается исследований розничной торговли, образования, медицинских услуг, проведенных на региональных, локальных уровнях. Независимо от вида исследуемых услуг, решение об их размещении на основе теории В. Кристаллера связывается с максимализацией полученного экономического эффекта.

В 60-х годах теория центральных мест начала уступать теории земельной ренты. Однако во многих исследованиях размещения эти два подхода часто сочетаются.

В основе применения в региональных исследованиях теории использования земли лежит теория Д. Рикардо (нач .. XIX в.), Земельной ренты, которая связана с близостью рынка сбыта. Согласно этой концепции, конкуренция в пределах сельского хозяйства определяла концентрацию его производства вблизи городского рынка сбыта, а экономическая эффективность, которая возникала из такой локализации, заключалась в уменьшении расходов на транспорт.

Непосредственное применение положений теории земельной ренты к определению цены земли городских территорий связано с исследованием Р.Х.