Особенности и современные аспекты функционирования рынка туристических услуг

В статье раскрыта сущность рынка туристических услуг и особенности его становления и функционирования, приведена классификация основных видов туристического рынка, обобщенно аспекты его государственного регулирования.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам становления и функционирования рынка в целом и туристического, в частности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (М. Портер, Ф. Котлер [4], В. Головинец [8], С. Гаврилюк [1], И. Школа [7] В. Данильчук, Ю. Мазур [6], А. Любицева [5], Н. Кудла, л; Гонтаржевська [2] и др.). В своих трудах авторы рассматривают различные аспекты сути, функций и особенностей рынка туристических услуг. Вместе с тем не до конца раскрытыми остаются вопросы особенностей организации и развития туристического рынка в Украине.

Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании сути рынка туристических услуг и механизма его эффективного функционирования и регулирования.

Изложение основного материала. Рынок является одной из базовой экономических категорий, которая была предметом исследований выдающихся ученых-экономистов в течение последних двухсот лет. Но подчеркнем, что значение рынка многогранное и характеризуется как феномен хозяйствования, как общественный механизм удовлетворения экономических потребностей, как общественный институт и тому подобное. Развитие рынка представляет единство количественных и качественных изменений. Количественная сторона — это увеличение его размеров на основе роста спроса и предложения товаров. Качественный аспект развития рынка включает структурные организационные и институциональные изменения [3].

1) регулятивная функция заключается в том, что рынок обеспечивает сбалансированность спроса и предложения, согласование производства и потребления туристических продуктов в целом и по отдельным сегментам в частности.
2) стимулирующая функция — обеспечивает стимулирование повышения экономической эффективности виробннцтва туристических услуг в условиях конкуренции и досконалення предложения в соответствии с особенностями спроса в различных международных регионах;
3) оптимизационная функция — оптимизирует использование факторов производства туристических услуг, показывает производителям которые, в количестве и для кого необходимо производить туристические услуги.
4) информационная функция — предоставляет информацию «о усредненные параметры совокупных спроса и предложения на различные виды туристических услуг, обеспечивает установление ценностных эквивалентов для купли-продажи туристических продуктов.
5) санирующая функция — рынок выбраковывает из обращения те туристические услуги или их производителей, которые не могут обеспечить минимальный стандарт качества [2].