Принципы создания новых туристических маршрутов к Евро-2012

На проведение в Украине европейского чемпионата по футболу в 2012 году возлагаются большие надежды по развитию туризма. Ряд исследователей считает, что проведение в стране игр такого масштаба (которые, по оценкам маркетологов, по значимости занимают третью позицию после олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу [1]) означает увеличение въездных потоков в Украину и является прекрасным шансом и уникальной возможностью ознакомить гостей чемпионата не только с событиями, здесь пройдут, объектами спортивной инфраструктуры, отелями и ресторанами, но показать им красоту нашей природы, памятники архитектуры, дать возможность футбольным болельщикам почувствовать гостеприимство украинского народа [1; 2].

Большинство поездок, вызванных данным мероприятием, носить характер туристических. В связи с этим активно ведется развитие и реконструкция объектов гостиничного и ресторанного хозяйства, которые будут обслуживать приезжих, ремонтируются дороги и другие объекты инфраструктуры общего пользования. Организаторы чемпионата понимают, что он должен сопровождаться культурно-массовыми мероприятиями, в том числе, туристического характера. Таким образом, бесспорным является тот факт, что туристическая индустрия будет активно задействована в проведении чемпионата, а также получит дополнительный толчок для развития. Это связано не только с предоставлением услуг размещения и питания, но и туристическими услугами, которыми, как ожидается, должна воспользоваться значительная часть посетителей. Это шанс открыть Украину Европе и миру, улучшить ее туристический имидж. Сейчас в Украине ведется активная работа по созданию новых туристических маршрутов [3; 4].

Постановка задачи. Целью проведенного исследования было определить основные принципы создания новых маршрутов, которые могли бы быть представлены во время Евро-2012 и пользовались спросом иностранных и отечественных туристов в дальнейшем. И это очень важно для туристической отрасли, поскольку эффект от проведения в стране крупных спортивных мероприятий не должен быть одноразовым.

Результаты исследования. Сейчас туристические фирмы предлагают множество маршрутов по Украине, рассчитанных на различные группы потребителей, с использованием различных транспортных средств, и различной продолжительности [5]. Но в данном случае определение основных принципов организации новых маршрутов должно учитывать специфику мероприятия и базироваться на особенностях проведения досуга иностранными туристами-футбольными болельщиками.

Во-первых, небольшое количество болельщиков будет билеты на все матчи чемпионата. Многие из них ограничится посещением нескольких встреч. В их распоряжении будет оставаться значительная часть времени между турнирами и отъездом, которую можно занять экскурсиями и турами. В то же время продолжительность туров должна быть ограниченной 1-2 днями, поскольку это не основная цель посещения Украины.

Короткая продолжительность тура требует насыщенности его программы в эмоциональном, познавательном и культурном плане. К ней должно быть включено все то, что характеризует Украину с лучшей стороны, дает возможность ближе познакомиться с природой, культурой, населением страны. Поэтому очень важным является создание новых маршрутов в регионах, отличающихся богатством, разнообразием и концентрацией туристических ресурсов.

Во-вторых, матчи будут проходить в определенных городах: Киеве, Донецке и Львове. Поэтому важно привлекать к туристического обслуживания не только города, где будут проходить турниры, но и другие территории Украины, прежде всего те, что находятся вблизи этих городов, а также вблизи транспортных коридоров. Целесообразным и удобным будет использование радиальных (с началом и концом в одном и том же пункте, в данном случае, одному из перечисленных городов) или линейных маршрутов, которые соединяли места проведения турниров.

Новые маршруты будут большую экономическую и социальную эффективность, если привлекать к рекреационного пользования депрессивные территории, которые имеют значительный туристический потенциал (Черниговская область возле Киева, Тернопольская, Волынская и Ровенская — около Львова). Поэтому кроме учета вышеуказанных особенностей необходимо, чтобы маршрут был экономически выгодным, и не только для фирм, которые его организуют, но и для регионов, где эти маршруты происходят. Это достигается путем активного привлечения к обслуживанию туристов местных средств размещения, ресторанного хозяйства, экскурсионных фирм.

В-третьих, болельщикам матчей будут представители различных слоев населения с разными доходами, возможностями и запросами. Поэтому туры, которые будут проходить по определенным маршрутам, должны быть доступны различным категориям потребителей: от VIP-гостей в футбольных фанов.

Несмотря на организацию обслуживания по разным классам, безальтернативной требованием должно быть их качество (по критериям информационного обеспечения, содержательного наполнения, организации обслуживания, обеспечения гидами, владеющих иностранными языками и переводчиками и др.) И безопасность.

На государственном уровне необходимо разработать единые требования к организации маршрутов, а также критерии, по которым будет оцениваться их качество и присваиваться определенная категория или статус (федеральный, региональный, местный). Также необходимо учитывать не только наличие рекреационных ресурсов, но и расстояние между пунктами назначения, время на дорогу, объекты рекреационной инфраструктуры и инфраструктуры общего пользования.

Реализация новых маршрутов должна способствовать распространению положительной информации об Украине. Этому может способствовать и печатная продукция рекламного характера по популяризации этих маршрутов и туристических ресурсов, в них задействованы.

Необходимо создать реальные основания для создания туристического бренда Украины путем укрепления рекреационно-ресурсного потенциала и материально-технической базы индустрии туризма, улучшение инфраструктуры общего пользования и создания высококачественного конкурентоспособного турпродукта. Организаторам новых маршрутов необходимо учитывать эти задачи. Разработка качественного маршрута должна базироваться на использовании лучших туристических ресурсов, интересных иностранным посетителям, а реализация туристско-экскурсионных услуг должно происходить в условиях обеспеченности развитой инфраструктурой общего и туристического назначения, усовершенствованной по лучшим европейским образцам.

Очень распространенной является ситуация, когда туристы оплачивают стоимость тура, в которую входит плата за перевозку и 1-2 короткие экскурсии, а другие услуги, в том числе, дополнительные экскурсии, на которые выделяется значительная часть времени, оплачиваются отдельно. Как правило, стоимость таких услуг выше, чем стоимость запланированных экскурсий. Такой прием называется «привлечения и переключение». Возможно, от его применения предприниматели, в том числе и местные, получают большую выгоду. Однако, он вызывает недовольство потребителей, которые не получают удовольствия туристических потребностей в основной программе и значительную часть своих средств вынуждены тратить на дополнительные экскурсии, чувствуя себя обманутыми. Такая ситуация недопустима, если целью государства и предпринимателей является формирование положительного туристического имиджа нашего государства. Поэтому к реализации следует предлагать уже сформирован турпродукт, который бы включал все виды услуг.

При создании новых маршрутов надо учитывать и влияние развития туризма на социальную среду. С одной стороны, это подъем культурного уровня регионов, возрождение традиций, сохранение историко-культурного наследия, создание новых рабочих мест, а с другой — чрезмерные нагрузки на социально-исторические рекреационные ресурсы, распространение нежелательных социальных явлений (наркомании, проституции, венерических заболеваний, СПИДа ), рост социальной напряженности и преступности и тому подобное. Должным образом организованы маршруты могут успешно решать эти проблемы. Для этого необходимо соблюдать нормы допустимых нагрузок на рекреационные территории, обеспечивать безопасность путешествия, делать культурную программу максимально насыщенной, проводить информационно-разъяснительную работу среди туристов и местного населения.

Следует не только учитывать возможность реализации новых маршрутов и после чемпионата, но и стремиться к этому. Все мероприятия по обустройству новых маршрутов должны быть подчинены цели многократного их использования в будущем и развития на их основе въездного, внутреннего туризма и экскурсионной деятельности.

Выводы. Таким образом, создание новых маршрутов к Евро-2012 должно базироваться на следующих принципах:

— Эмоциональной, познавательной, культурной насыщенности;
— Информативности;
— Качества и безопасности;
— Короткотривалости;
— Удобства;
— Доступности и адресности;
— Брендовости;
— Планованости;
— Учет местных интересов;
— Социальной и экологической безопасности;
— Перспективности.

К разработке новых и использование уже действующих маршрутов в ходе проведения Евро-2012 нужно подойти ответственно и использовать свой шанс для активизации развития въездного туризма в дальнейшем.