Развитие туризма как культурного и социального явления в условиях глобализации и кросскультурной коммуникации

Туризм рассматривается в качестве существенного вклада в понятие игры как всеобщей характеристики человеческой деятельности. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга, автор фундаментального наследия Человек играющий, впервые применил подход к игре как к всеобщему принципу и источники формирования и функционирования культуры. Туризм — это праздничное функционирования индивида в бытии другой культуры как целостной личности, которое выступает неисчерпаемым источником свободы и рассматривается в качестве общечеловеческой ценности. В туристической деятельности человек выходит за пределы отведенной для нее природы, преодолевает необходимость объективных условий жизни, расширяет свои возможности, способности, потенции.

Туризм представляет собой царство рафинированной свободы — это способ становления личности, загагальнобуттевий экзистенциальный способ выявления сущностных сил человека. Через туризм человек пропускает часть своей жизни и реализует себя как личность. В туристической деятельности как синкретической деятельности человек осуществляет связь с действительным и ирреальным, объективным и субъективным, что и является наиболее адекватным определением сущности философии туризма. Основным полем реализации туризма выступает духовой мир человека, у процесса туристических встреч проигрывает в своем сознании любой поступок, событие, встреча, разговор. Только в процессе туристической деятельности человек может экспериментировать сама с собой, со всеми возможным и невозможным вариантами своей субъективной поведения, а также с другими участниками встреч. Как чувственное обработки определенного духовного состояния индивида, туризм становится инструментом свободного выбора индивида. В процессе туристической деятельности человек может будто отстранить свое прошлое, начать точки отсчета своей жизни, соединить прошлое с настоящим и будущим, скорректировать свои действия и поступки.

С туризмом связан сам процесс самосовершенствования, утверждения человека как личности, что позволяет чувствовать человечество, привлекательность туристической жизни. Как срок туризм означает широкий круг предметов деятельности, противопоставляется обычное, утилитарной, практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самого туристической деятельности, самого процесса туризма. Важным для туризма является состояние духовной активности человека, различные формы ее актуализации, удовольствие от самой туристической деятельности, самого процесса туризма. В философском контексте рассматриваются: парадоксальность и социальная ценность, а не утилитарность, легкомысленное и серьезное отношение, освоения людьми разных своих возможностей и трансцендентность человека в процессе освоения ролей и статусов в туристической деятельности. Как самопроекции развития личности, туристическая деятельность создает условия для включения индивида в сложные переплетения освоения туристического сервиса и социальных связей, пытается проектировать такую модель жизнедеятельности, в которой акцентируется требование свободного самореализации индивида в каждой конкретной ситуации.