Систематизация факторов развития туристической индустрии

В статье рассмотрены факторы и направления их влияния на формирование современного и перспективного состояния туристической индустрии. Определены критерии и систематизированы факторы развития. Исследовано действие внешних и внутренних факторов.
Введение. Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопровождает формирование и развитие мирового хозяйства, — неуклонный рост влияния сферы услуг, а среди них туристических, как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов.

На развитие индустрии туризма влияет большое количество факторов: постоянных и меняющихся. Рассматривая вопросы развития системы маркетинга на рынке туристических услуг, Азарян А.Н. и Жукова Н.Л. исследуют факторы, «ограничивающие развитие рекреационной сферы и туризма в Украине и отдельных ее регионах» и настаивают на разработке «антикризисных мер для восстановления рекреационной сферы с целью дальнейшего ее развития и достижения экономического роста» [1, с.22].

Дядюшка Л.П. при определении целей государственного регулирования и приоритетных направлений развития туристического бизнеса приводит «как положительные, так и отрицательные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире [2, с. 21-22].

В свою очередь, Жукова Н.А. предлагает «весь комплекс факторов, влияющих на развитие туристической отрасли, разделить на две группы: 1) факторы, действующие независимо от деятельности организаций туризма; 2) факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своей деятельности [3, с. 27].

В перечень основных факторов влияния на развитие регионального туризма, российские ученые под руководством Зорина И.В. выделяют группы статических и динамических, внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) [4, с. 34-35].

Таким образом, общей систематизации факторов влияния на туризм не существует, отечественные и зарубежные специалисты в области туризма по-разному ставят акценты при определении факторов, влияющих на специфику деятельности туристских предприятий.

Цель исследования. Цель статьи — определить критерии и систематизировать факторы развития туризма, исследовать их влияние на формирование современного и перспективного состояния.

Материалы исследования. Туризм довольно специфической сферой экономики, которая, кроме реализации экономических функций в предпринимательстве (получение прибыли субъектами туристического рынка), призвана решать важные социальные, культурные и общественные задачи.

Украина имеет значительные объективные предпосылки вхождения в наиболее развитых туристских стран мира. Имея выгодное геополитическое расположение, Украина обладает значительным рекреационным потенциалом: благоприятными климатическими условиями, сетью транспортных сообщений, культурным наследием и развитой туристской индустрией. Но сравнивая показатели развития туризма в Украине со странами, близкими по климатическим и естественных условиях, размерам территории и численности населения, можно сделать вывод, что наша страна занимает незначительное место на международном туристском рынке.