Социокультурное значение туризма

Определение места и роли туризма как многогранного явления в совокупности общественных отношений человечества предполагает, прежде всего, определение объекта научного исследования. Актуальность этого вопроса возрастает в период становления и развития инновационной экономики в условиях глобальной информатизации, целесообразности сохранения национальной идентичности и одновременно восприятие достижений мировой науки и культуры.
Объективное основание туризма как явления общественной жизни делает его сложным, многогранным объектом научного познания. Как социально детерминировано явление, туризм нуждается в научном и теоретического осмысления. Такому социальному заказу, по мнению ученых, на современном этапе отвечает формирование нового научного направления — туризмологии [23; 28; 38; 39; 42].

Отечественные исследователи (В.Пазенок, В.Федорченко, О.Кручек, И.Минич) дают определение этой научной дисциплины: Туризмология — методологическая, социо-экономическая и гуманитарная наука (дисциплина), изучающая закономерности функционирования и развития туризма, формулирует понятийный аппарат, выясняет методы, принципы, функции теории туризма [42]. Соглашаясь с основными компонентами вышеупомянутого определения понятия туризмология, выразим несколько соображений. В научной литературе активно изучается сущностное понятие туризма как формы досуговой деятельности человека [1; 2; 54], как формы экономической деятельности человека [12; 15; 22; 38], формы общественной деятельности человека [42]. Вторая составляющая срока — логос (от давно. Греческой — слово, учение, понятие) означает учение, науку, основополагающее знания [25; 481]. Таким образом с самого термина происходит, что туризмология — наука, учение о туризме в широком смысле слова.

Признание туризма как многоаспектного явления свидетельствует о научно-методологические связи науки о туризме с фундаментальными и прикладными науками и позволяет сделать выводы, что это специфический междисциплинарный научное направление, которое имеет специфический объект и предмет исследований. Отношения, возникающие в сфере туристической деятельности, многогранные и сложные. Это обусловливает необходимость исследований с использованием инструментария значительного перечня наук и учебных дисциплин. Поэтому необходимо признать науку о туризме как межотраслевую (по отраслям знаний) и междисциплинарную (по перечню учебных дисциплин), что соответствует взглядам известных в мире ученых в области туризма — Н.Лейпера, К.Купера, Д.Флетчера, Д.Гильберта, С .Ванхилла [22; 39].

На основе фундаментальных наук и адаптации их содержания к процессам развития туристического бизнеса и туристского движения, выделились отдельные научные направления исследований в туризмологии: экономический, исторический, географический, социальный, экологический, политический, культурный, психологический, философский социологический. Каждый из этих направлений охватывает определенную отрасль или несколько отраслей науки и формирует на основе системы знаний иностранных (американская и западноевропейская) и отечественной научных школ такие концептуальные составляющие туризмологии, как история туризма, география туризма, психология и этика туризма, культурология туризма, философия туризма, педагогика туризма, экономику туризма, экологии туризма и укрупненная группа — праксеология туризма, в которую отнесем экономику туристического бизнеса, управления туризмом, маркетинг туризма и др. В то же время каждая из этих дисциплин входит в систему наук социальных, психологических, исторических, географических, экономических.
ране система государственной власти.