Структура туристического продукта предприятий Украины

Подано системный обзор сущности и составляющих элементов туристического продукта. Рассмотрены отличие экономических категорий туристический продукт и туристический пакет, и особенности законодательного регулирования взаимоотношений сторон в процессе потребления туристического продукта.
Постановка проблемы в общем виде. В 90-е годы туристической отраслью Украины было предпринята попытка стратегического планирования на национальном уровне в целях экономического развития и защиты территориальных ресурсов, является туристической ценностью. Повысился спрос в отечественных и зарубежных систем туристического обслуживания, а продукт туризма выходит на рынок как комплекс всех имеющихся туристических ресурсов. Эти попытки вызвали необходимость разработки концепции развития этой отрасли в стране, целью которой является усиление конкурентоспособности Украины на международных туристических рынках.

Основой внедрения в Украине новой туристической политики стало принятие в 2003 году Закона О туризме. Его основная цель, с учетом стратегической значимости туризма в экономическом и социальном развитии страны, — определить роль отрасли в экономике страны и позиционировать права и обязанности участников туристического рынка. Но действующее законодательство не приводит четкого категориального аппарата по туризму.

Анализ последних исследований и публикаций. Ключевые аспекты и проблемы использования современных методов и подходов к управлению туризмом рассмотрены в работах Михайличенко С.В., Семененко Т.В., Смаля И., Цыбуха В.И., Яновской Н.В и в работах таких зарубежных авторов, как: Биржакова Н.Б., Гуляев В.Г., Шматько Л.П., Моисеева Н.К., Морозов М.А. Но вопросы, которые определяют правила игры сторон на туристическом рынке, до сих пор остаются вне поля зрения ученых.

Цель и задачи статьи. Целью статьи является определение составляющих туристического продукта и характеристика особенностей законодательного регулирования взаимоотношений сторон в процессе его потребления.

Изложение основного материала исследования. Основой отношений между туристом и организациями туризма является договор о предоставлении услуги, мало чем отличается от договора аудиторской фирмы и заказчика соответствующих услуг. В обоих случаях сущность договора заключается в возникновении у одного человека (туриста, клиента туристской фирмы) права в отношении контрагента требовать предоставления последним определенных услуг, называются туристическим продуктом.