Теоретические аспекты сущности дефиниции туризм

В статье исследованы теоретические аспекты сущности дефиниции «туризм». Проанализированы отдельные определения, встречающиеся в научной литературе. На основе их группирования предложено уточненное определение туризма.
Становление Украины как независимого Европейского государства и ее интеграция в мировое политическое и экономическое пространство предусматривают необходимость определения конкретных направлений структурной перестройки хозяйства. Это позволит более эффективно и качественно использовать ресурсы, которыми располагает страна. Одним из направлений реализации такой политики на макроуровне является предоставление приоритета развития регионов. Важнейшая задача региональной политики мы видим в поиске и стимулировании развития именно тех отраслей и сфер деятельности, которые являются наиболее экономически целесообразными для развития страны в целом. Это обусловлено, прежде всего, различием в географическом расположении, в культуре того или иного региона, в экономическом развитии, в приверженности к определенным политическим силам и движений и тому подобное.

Развитие туризма является одним из перспективных путей выхода из экономического кризиса. Именно благодаря ему достигли значительного улучшения показателей экономического развития и роста уровня жизни следующие страны: Греция, Египет, Турция, Испания. В то же время, туризм косвенно способствует развитию и других сфер экономики: торговли, строительства, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, коммуникаций, транспорта, общественного питания, бытового обслуживания. Развитие туристической индустрии помогает в решении многих социальных проблем, в частности снижению безработицы и росту уровня занятости.

Проблемой исследования теоретических аспектов туризма занималось много отечественных и зарубежных ученых, среди которых выделим таких: В.В.Богалдин-Малых, О.О.Бейдик, В.Д.Безносюк, Н.И.Кабушкин, В.А.Квартальнов, В .Ф.Кифяк, М.П.Мальська, В.В.Худо, В.И.Цибух, И.М.Школа и др. В то же время отсутствует единый подход к определению термина «туризм», неоднозначно раскрыто его сущность.

Целью статьи является исследование сущности дефиниции «туризм» и обобщения на основе определений, встречающихся в научной литературе.

Туристическая индустрия способна принести доходы, значительно превышающие размер вложенных в нее инвестиций, что подтверждается исследованиями В.Д.Безносюка, по оценкам которого оборачиваемость в ней в 4 раза выше, чем в среднем в других отраслях народного хозяйства [1, c.234] .

Украина имеет благоприятные условия для развития туризма. С ее достаточно привлекательными туристическими ресурсами она имеет все возможности стать центром развития туризма в Центральной и Восточной Европе. Отечественный туризм может стать одной из самых прибыльных сфер народнохозяйственного комплекса Украины, однако это возможно только при условии соответствующих инвестиций в нее. Стимулирование развития туризма в экономически депрессивных регионах будет способствовать созданию новых рабочих мест и повышение благополучия населения [2, c.58].

Для полного понимания сущности туризма чрезвычайно актуальным является вопрос об определении его экономического и социального значения. По нашему мнению, именно через призму этих двух аспектов и следует рассматривать туризм как явление. То есть социальное явление, которое носит название туризм, имеет глубокий экономический смысл.

Социальный аспект развития туризма реализуется через использование свободного времени, создание благоприятных условий для развития личности, повышения интеллектуального и культурного уровня нации, улучшение национального сознания, содействие общению и взаимопониманию между людьми. Анализ экономической составляющей туризма проводится через раскрытие механизма деятельности и регулирования туристической индустрии, определение туризма в экономической системе, характеристику туристического спроса и предложения.
Среди основных причин возникновения и развития туризма как социально-экономического явления следует выделить: общественные (уровень развития общества, возникновения товарно-денежных отношений, развитие торговли); географические (уровень природно-ресурсного потенциала той или иной дестинации); демографические (рост населения, увеличение доли свободного времени, уровень финансовых возможностей); исторические (историческое наследие); политические (перераспределение сфер влияния, освоение новых территорий, развитие межгосударственных связей, упрощение пограничных формальностей); мотивационные (развитие культуры, искусства, науки, влияние религии); экологические (охрана и сохранение окружающей природной среды).