Туристическая сфера как приоритетное направление деятельности малого бизнеса

В статье проанализировано развитие предпринимательства туристической сферы; определен комплекс проблем, замедляющих его дальнейшее функционирование; приведены возможные варианты развития туристической сферы; предложено осуществить диверсификацию; предоставлено ожидаемые результаты.
Доходы от данной отрасли в Турции достигают почти 16 млрд. Долл., Индонезии — 5 млрд. Долл. США, Чехии — 3 млрд. Долл. США, Кубы — 2 млрд. Долл. США [3, с. 4]. Каждый процент мирового туристического рынка, охваченный США, дает американской экономике примерно 2 млрд. Долл. США, около 200 млн. Долл. США налоговых поступлений, а также согласно экспертным оценкам, 30000 новых рабочих мест [6, с.23].
Изложение основного материала исследования. По нашему мнению, обеспечение развития данной сферы экономики в Украине активизировало бы развитие регионов и ускорило бы процесс формирования среднего класса.

Необходимо также отметить, что в развитых странах мира социально-экономическое значение туристического бизнеса заключается в том, что в его обслуживании задействованы в основном предприятия малого и среднего бизнеса (например, в США их количество составляет около 95% всех предприятий [6, с. 24 ]). В большинстве случаев они функционируют независимо друг от друга при наличии лишь минимально необходимого координационного механизма.

По размеру территории и климатическими условиями Крымский полуостров можно сравнить с Кипром. Однако Кипр ежегодно получает от туристической отрасли 5000000000 долларов США, а наша страна — на порядок меньше. В то же время около 80 процентов отечественных туристических компаний и отелей отчитываются об убыточной или нулевую рентабельность.

Неудовлетворительная ситуация наблюдается также и в туристической сфере Карпатского региона, который можно сравнить с некоторыми районами Швейцарских Альп. В то время весь карпатский туристический бизнес ежегодно зарабатывает столько же сколько один большой швейцарский курорт. Недостаточно используется для привлечения туристов уникальная историко-культурное наследие западного региона. Туристы платят тысячи евро, чтобы провести несколько дней в замках Франции, Германии или Испании, в то время как отечественные памятники архитектуры и музеи продолжают падать.

Опыт развитых стран показывает, что горный район может конкурировать с равнинным в экономическом отношении в первую очередь благодаря развитию индустрии отдыха, которая в большинстве случаев обеспечивается предприятиями малого и среднего бизнеса. Другие сферы при этом играют роль дополняя, позволяя расширить сферу приложения труда, использовать наряду с рекреационным другие виды природных ресурсов — лесные и отдельные минерально-сырьевые, перерабатывающие и др.

Таким образом, приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что практически не ограниченный потенциал Украины: курортной сферы Крыма, приморских областей, Карпатского региона и многих провинциальных городов, где есть база для развития исторического и рекреационного туризма, остается фактически незадействованным.

В целом рекреационный комплекс нашей страны слабо ориентирован на различные социальные группы населения с дифференцированными доходами: богатые люди требуют значительно высшего сервиса и многообразие услуг; одновременно малоимущее население не в состоянии оплатить установленный минимум услуг, поскольку цена существенно завышена.

Необходимо подчеркнуть значительных региональных диспропорциях в развитии рекреационно-туристической сферы Украины; четко выраженной сезонности (летний период) рекреационной деятельности; низкой загруженности санаторно-курортных и учреждений отдыха; Не совершенным механизме кредитования и предоставления льгот желающим приобрести путевки, доставки этих путевок и обеспечении билетами на транспортные средства и др.

В Украине остается неразвитость многих направлений туристической и рекреационной деятельности, на международных рынках туристических услуг динамично развиваются и составляют весомую долю, таких как: зеленый туризм, молодежный, детский, краеведческий, экологический, круизный и другие виды туризма.

Создав условия для развития зеленого туризма, можно усовершенствовать всю социальную сферу села и закрепить и трудоустроить здесь молодежь, улучшить жизнь жителей при сохранении самобытных признаков присущих сельской местности. Тем более, что для его развития есть необходимые предпосылки, так как значительное количество рекреационный и туристических ресурсов сосредоточена в сельской местности (при этом жилой фонд сел нашей страны насчитывается 6200000. Жилых домов, из которых 99,9% находится в частной собственности [5, с. 260]). Также необходимо обратить внимание на духовную наследия украинского народа, в которой сочетаются народные обряды, обычаи, народное творчество, промыслы, народная архитектура, украинский быт и ремесла, которые при рациональном использовании могут стать изюминкой туристско-рекреационной сферы нашей страны.

Для этого нужно, прежде всего со стороны государства, разработка и реализация эффективной стратегии развития данной сферы на комплексной основе, которая должна учитывать все аспекты законодательства, касающиеся других секторов, таких, как транспорт, занятость, здравоохранение, сельское хозяйство, свя связь и тому подобное.

Важно разработать действенный механизм государственной поддержки туристической индустрии. Опираясь на мировой опыт считаем целесообразным предоставление льготных кредитов и государственных гарантий для получения кредитов предприятиям туристической индустрии; обеспечить льготную ресурсную, в том числе лизинговую поддержку; налаживание связей с зарубежными странами с целью создания совместного туристического продукта. Государство также должно создать условия для развития здоровой конкуренции, привлекая международные гостиничные сети, операторов туристической индустрии, которые установят мировые стандарты на украинском рынке.

Особое внимание необходимо уделить подготовке высококвалифицированных кадров туристической индустрии. Поскольку отсутствие необходимых квалифицированных кадров на рынке гостиничных услуг является одним из факторов, объясняющих неэффективную организацию труда в гостиницах. Недостаточное количество специалистов туристического сопровождения и их несоответствие квалификации существенно усложняет надлежащее использование объектов культурного наследия.