Туристические отрасли карпатского региона.

Особенность карпатского туризма.Учет этих факторов дает возможность провести классификацию регионов, рассчитывать на поддержку государства, направления финансовых потоков и т. Так, например, анализ видов экономической деятельности регионов Украины дает основания классифицировать регионы по критерия-ми лидирующего хозяйственного комплекса в структуре экономики или производственной специа-ции региона. И если для Восточных регионов Украины характерно работа металлургических и энергетических комплексов, то Карпатский специализируется на производстве и предоставлении рекреационно-туристических услуг, развития лесоперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и т.д., сочетание которых между собой возможно и дополняющим друг друга.

Исследования, проведенные на территории Карпатского региона, свидетельствуют о том, что результаты экономического развития также зависят от характера и эффективности деятельности специальных институтов развития представленных на этой территории. Это торговые палаты, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, агентства регионального развития, региональные научные центры, высшие учебные заведения, технопарки, кластеры, региональные финансовые компании и многие другие. Именно они способствуют выработке целостного программированного подхода к эффективному использованию человеческих, природных, материальных и финансовых ресурсов на основе внедрения моделей межсекторного сотрудничества.

Одной из таких отраслей, которая может иметь действенное влияние на другие сектора хозяйственной деятельности региона, является сфера рекреации и туризма, не только значительно повышает эффективность использования рекреационных ресурсов, но и является средством решения наиболее острых проблем региона и координации усилий по налаживанию межотраслевого сотрудничества, рост конкурентоспособности региона.

Используя факторный анализ туристических возможностей Карпатского региона, основная задача которого заключается в переходе от первичной системы многих взаимосвязанных факторов к относительно малого количества латентных (скрытых) факторов, мы смогли установить влияние обобщенных факторов на динамику объема туристических услуг, рост прибыли, производительности труда, расширение спектра туристических услуг. Анализ Виоком-реслив еще целый ряд факторов, кроме известных, имеющих важное значение для развития туризма в регионе. Это такие, как уровень образования, уровень организации труда, стаж работы в туризме, размер предприятия, вид туристических услуг и тому подобное.

Группировка и анализ обобщенных факторов, которые непосредственно не наблюдались, позволяет установить их влияние на динамику отдельных экономических процессов, происходящих в регионе. Это в первую очередь развитие сопутствующих отраслей, активизация инновационной и инвестиционной деятельности, ускорения интеграционных процессов и тому подобное.

Динамичное развитие туризма и рекреации существенно влияет на формирование региональной экономической политики и регионализации, которая предусматривает развитие и укрепление туристических связей между областями, входящих в регион, возникновения региональных туристических объединений, создание экономически интегрированных туристических пространств.

Первые проявления регионализации уже есть. Это Совет по туризму Карпатского региона, Агентства регионального развития, создание туристических пространств еврорегионов Карпатский, Верхний Прут и другие.

Важно, что эти и другие меры находят поддержку и со стороны Кабинета Министров Украины. Так, в Основных направлениях правительственной политики в экономической и социальной сфере на 2006 год предусмотрено:

— Разработать на основе региональных проектов (программ) трансграничного сотрудничества проект Государственной программы развития трансграничного сотрудничества на 2007 г .;
— Обеспечить выполнение программ соседства Украина — Польша — Беларусь, Украина — Словакия — Венгрия, Украина — Румыния;
— Сохранение исторической застройки городов, объектов историко-культурного наследия [15].

Определяя возможности развития туризма и рекреации в Карпатском регионе и учитывая потенциал использования рекреационных ресурсов, туристическая политика как составная экономической политики региона должна быть направлена на:

— Диверсификацию туристических и санаторно-курортных услуг;
— Привлечение инвестиций и содействие поиску дополнительных возможностей по развитию общей и туристической инфраструктуры;
— Инновационное развитие туристско-рекреационной сферы;
— Привлечение иностранных и отечественных туристов в регион;
— Информационное обеспечение, рекламу и создание имиджа Карпатского
— Региона как международного туристического центра;
— Подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы туризма и европейский уровень сервисного обслуживания;
— Развитие нетрадиционных видов туризма (сельский, зеленый, экологический, приключенческий, охотничий и др.).

Реализация этих направлений развития туризма и формирования стратегии экономической политики региона предусматривают необходимость заключения Регионального соглашения между органами местного самоуправления регионального уровня и правительством государства, которая имеет целью реализацию общей стратегии государства и региона по развитию территорий и регулирует взаимные обязательства и ответственность по указанным в соглашении мероприятий. Соглашение способствует активному участию регионов в формировании стратегии и планов развития территорий. Оформление отношений между государством и регионом в форме соглашения свидетельствует о переходе от управления через подчинение к управлению через взаимодействие. Результатом регионального соглашения должно быть сочетание ресурсов региона — интеллектуальных, финансовых, организационных, рекреационных, туристических и т.д. — с государственными ресурсами. Соглашение гарантирует, что в рамках данного региона государство будет действовать с учетом приоритетов деятельности региональной власти, и наоборот.