Туризм и город: баланс интересов

Приводится подробное и расширенное описание проблем и перспектив развития туризма в городе, очерчен круг вопросов, требующих немедленного решения для создания благоприятного туристского имиджа в городе.
Умный город и как умный человек умеет работать, и зарабатывать, его жизнь может становиться лучше условий разумного управления. Вопросы управления городом для его экономического и социального роста интересуют не только ученых, но и политических деятелей, руководителей различных уровней и сфер экономики.

В мировой научной мысли вопросы развития туризма в городе среди других вопросов этого направления занимают первое место, нового осмысления и видения получают сейчас теории управления туризмом в городе во всех развитых странах Европы и мира. Вопросами взаимодействия систем туризма и города занимались такие ученые, как К. Вобер, И. Мазанец, Р. Митланд, В. Ричи, В.Е. Гордин, Л.В. Хорева, М.В. Матецкий [1-5] и др., Однако в Украине эта тема недостаточно развитой в научной мысли. Вопросами развития туризма и города занимаются в основном административные управленцы, интересы которых не всегда касаются собственно туризма.

Целью данной статьи является акцентирование внимания на основных проблемах и путях их решения при взаиморазвития двух систем — туризма и города, поиска точек пересечения их развития и сосуществования, а также привлечение внимания научной мысли на ширину круга этих проблем.

Туризм в городе есть не только одной из отраслей экономики, которая может стать сверхприбыльной статьей городского бюджета, это еще и та область, которая отвечает за имидж города, по его привлекательность на региональной, национальной и мировой арене. С этих позиций целесообразно рассмотреть взаимоотношения между туризмом и городом. Например, что касается области образования. Иностранные студенты дневной и заочной форм обучения пополняют бюджет города более чем на 1,5 млрд. Грн., За счет приобретения товаров питания, аренды жилья и собственно оплаты обучения.

Современный мир трудно представить без туризма. Можно утверждать, что туризм сегодня является не только практикой общественной жизни, но и фактором, влияющим на мировое развитие, развитие государства, региона, города. В этом контексте необходимо более подробно рассмотреть некоторые вопросы.

Во-первых, влияние туризма на город. Как и любая социосистемы, туризм стремится реализовать свои интересы через свои возможности, занять устойчивую нишу в виде необходимости. Социум (в нашем случае город, регион) в целом стремится к увеличению текущего значения сумм, ресурсов, привлеченных в город, регион за счет максимизации сектора производства товаров, услуг и их количества.

То есть, любое предложение, турпродукт — является выражением интересов объектов или предприятий туриндустрии. Их стратегической целью является увеличение притока ресурсов и прежде всего финансовых, что повышает их статус, живучесть. Это положительные аспекты, но интересы системы туризм и его предприятий ограничены внутренними возможностями и прежде всего финансовыми. Тогда турпродукт требует привлечения дополнительных внешних ресурсов, как финансовых, так и управленческо-координационных, когда подключаются подсистемы принятия решений более высоких степеней иерархии (город, регион, государство). Именно здесь и надо найти баланс интересов.

Что касается приоритетов, то их несколько, основными из них можно выделить следующие:

1. Стремление приблизиться к Европе; м. Харьков в силу своего потенциала, желание, настойчивости труда по праву получил европейское признание. Поэтому следующий шаг — переход на европейские стандарты не только жизнь его жителей, но и гостей, их прием, досуг, туристское обслуживание. Это знаково, особенно в мире проведения в Харькове Евро-2012, по использованию преимуществ, которые дает его проведения.

2. По рекомендациям ВТО, оптимальное предложение между потоками туристов должна быть следующей: на одного выездного туриста — один въездной и четыре внутренних туриста, то есть — 1: 1: 4. По Украине это соотношение составляет 1 выездной — 0,4-0,6 въездной и 1,5-1,8 внутренний. По Харьковской области еще меньше: 1 выездной — 0,15-0,2 въездной и 1,2-1,4 внутренний. То есть въездной и внутренний туризм становится приоритетом работы.

3. Город Харьков — город, где туриндустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской и региональной экономики (примеры: города — центры делового, событийного, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного туризма, или их симбиоза).

4. При организации туристских путешествий, выбор вида транспорта зависит от дальности перевозок, его стоимости и скорости. До 300 км предпочтение отдается автомобильному транспорту, от 300 до 600 км — железнодорожный, более 600 км — авиационном. То есть если для въездных, трансграничных и внутренних туристов преимущественно нужен автомобильный и железнодорожный транспорт, то для въездных туристов из дальнего зарубежья — авиатранспорт, а именно современный международный аэропорт, авиапредприятие с достаточным парком самолетов и разветвленной хорошо просчитанной системой сообщений.

При этом основными аспектами, которые необходимо учесть при приведении к равновесию системы «туризм: город, являются следующие:

1. К настоящему времени наибольшее внимание уделялось историко-культурному туризму, но необходимо рассматривать все виды туризма, которые необоснованное не рассматривались, но определенные законом Украины: детский, молодежный, семейный, для пожилых людей, для инвалидов, культурно-познавательный, лечебно оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сельский, охотничий, деловой, самодеятельный и тому подобное. Более того, они взаимосвязаны. Каждый из них имеет в регионе, городе: материально-техническую базу; прогноз спроса, прогноз развития, возможности, кадровый потенциал, становится основой для расчетов стоимости их развития, финансовых результатов, времени проведения модернизации или создания объектов, а также очередности в системе координат затраты — результаты в городе, регионе.

2. На данный момент необходимого развития в г.. Харькове получили:

— Деловой туризм (наиболее перспективным для города). Деловой туризм включает: политическую компоненту (визиты, съезды, форумы, конференции); научную компоненту (конгрессы, семинары, симпозиумы, экспедиции, форумы, конференции); коммерческую компонента (выставки, ярмарки); профессиональную компоненту (командировка, спортивные соревнования, гастроли); общественную компонента (встречи, собрания);
— Историко-культурный туризм, основанный на экскурсионном интересе к памятникам и памятным местам, наследия, музеев и др.);
— Шопинг (торговля);
— Событийный туризм (когда во время выступления группы Квин была загружена подавляющее количество гостиниц);
— Лечебно-оздоровительный туризм, который обусловлен большим количеством специализированных медицинских учреждений Академии наук Украины, укомплектованных высококвалифицированными специалистами. При их комплектации современным оборудованием и освоения мировыми технологиями проведения специализированных операций и лечения. Пример центра сердечно-сосудистой медицины в Вильнюсе, где операция, сопровождение родственников стоит десятки тысяч американских долларов, и они становятся прибыльной статьей городского бюджета.

3. Формирование программы загрузки гостиниц города на основании согласованного скоординированного как во времени, так и по объектам, предприятия, проведение совокупности масштабных мероприятий делового туризма и событийного туризма.

4. Внедрение в начале развития внутреннего туризма так называемого жестокого туризма с постепенным во времени переходом к мягкому туризма, причем по всем видам туризма.

5. Развитие туризма в Харьковской области на основе пространственной агломерации локальных (на уровне города), региональных и трансграничных туристских кластеров по формированию аттракторов по видам туризма, их ранжированием по уровню оснащенности материально-технической базы, затрат и результатов, приоритетами инвестирования: 1-й уровень — объекты, которые находятся на пересечении интересов трех групп кластеров; 2-й уровень — объекты, которые находятся на пересечении интересов двух группировок кластеров; 3-й уровень — объекты, которые представляют интересы каждого отдельного кластера.

6. Развитие производства сувенирной и печатной продукции.

7. Формирование образа, имиджа с созданием бренда города Харькова как привлекательного города для внутреннего и выездного туризма.

8. Создание туристско-информационного центра города с его ячейками на железнодорожном вокзале, аэропорту.

9. Развитие программы продвижения города Харькова, его турпродуктов как в масштабах внутреннего рынка Украины, так и в масштабах внешних рынков с использованием международных связей, дипломатических каналов, городов-побратимов и др. Подробнее эти аспекты отражены в работах [6-8].

Денежных средств, в которых нуждается объект, предприятия, туризм в целом по г.. Харькову и Харьковской области нужно много, их всегда не хватает, но их нужно привлекать. То есть нужен подход к определению приоритетов времени, координации усилий, в том числе по привлечению средств (на разных принципах: частно-государственного партнерства, частных инвестиций, льготных кредитов, средств местных бюджетов и др.). Нужно методическое обеспечение формирования и ранжирование туристских проектов в суммарной системе координат затраты-результаты с учетом интересов города, региона, государства, то есть определение прежде всего органами местного самоуправления приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма, с максимальным использованием существующей материально технической базы, видов туризма, с разбивкой на этапы, имеющие потребительскую ценность. Необходимо создание структуры управления эффективного функционирования и развития туризма в г.. Харькове и регионе в целом, или расширить существующую, и целесообразно сделать при Харьковском горисполкоме с участием Харьковской облгосадминистрации, поскольку подавляющее количество вопросов аккумулируется именно в Харькове.

Указанные выше проблемы не претендуют на полноту охвата всего спектра вопросов, связанных с функционированием и развитием туризма в городе и регионе, но они являются наиболее острыми и нуждающимися системного решения на уровне структуры или структурного подразделения, созданного в органах местного самоуправления. Для этого нужно двустороннее сотрудничество руководства города, области с одной стороны и хорошо обосновано, теоретико-практическое обеспечение его работы с другой стороны. Это возможно при условии создания научной базы на основе разработок Харьковской национальной академии городского хозяйства с участием всех заинтересованных специалистов, вузов, учреждений и предприятий города.