Туризм, как важный сегмент внешней торговли

В отличие от других отраслей хозяйства, продукцию которых транспортируют к потребителю, туризм приводит миграции людей к местам сосредоточения туристско-рекреационных ресурсов, объектов туризма. Потребление туристического продукта в основной своей части происходит в определенном туристом месте, то есть ограниченное территориально. В период массового роста и перехода к устойчивому развитию потоки туристов меняют свое направление к местностям с преимущественным развитием сельского хозяйства, чистой экологией и естественной ландшафтной архитектурой. Составной регионального хозяйственного комплекса таких местностей является туристическая индустрия. Формирование доходов предприятий принимающей стороны благодаря расходам туристов из экономически развитых регионов способствует перераспределению доходов в региональном аспекте, осуществляется сглаживание уровня развития недостаточно экономически развитых регионов (депрессивных регионов) по сравнению с экономически развитыми, реально проявляется сглаживающий субфункция туризма. Эту субфункцию можно одновременно рассматривать в составе экономической и социальной функций.
Туризм, как важный сегмент внешней торговли, предусматривает экспортно-импортные операции с услугами и является одним из источников привлечения иностранной валюты в страну. Субфункция нивелирования платежного баланса означает сопоставление туристских расходов местного населения, шо выехали за границу (выездной туризм, импорт услуг), с доходами, полученными от потребления товаров и услуг иностранными гражданами, прибывшими в страну с туристической целью (въездной туризм, экспорт услуг ). При этом экспорт туристических услуг имеет специфику и часто называется невидимым экспортом, поскольку, туристический продукт потребляется, как правило, на месте предоставления услуг.

Экономическая составляющая туристической деятельности, ее экономическая функция проявляется как во внешнеэкономической коммерческой деятельности, так и внутренней торговле туристическими услугами. Внутренний туризм, как приоритетное направление развития, является одним из каналов денежного обращения и обмена специфических товаров — туристических продуктов на денежные единицы национальной валюты. В сервисных экономиках, где в сфере услуг занято почти 2/3 трудоспособного населения, коммерческая субфункция туризма является средством аккумулирования значительного по объему капитала. Необходимость поддержания имеющихся туристических объектов в надлежащем состоянии и создание новых обусловливают мотивацию предпринимателей и представителей органов власти (местной и государственной) по инвестированию средств на реставрацию памятников истории и культуры, природоохранные мероприятия, реконструкцию материально-технической базы, образовательную и воспитательную работу средствами туризма. Это способствует восстановлению материальной базы туризма на расширенной основе, сохранению культурного наследия народов и обеспечивает участие туристического бизнеса в воспроизводственном процессе материальных благ, реализации воспроизведенной субфункции. Отдых, получение положительных эмоций и впечатлений во время путешествия способствуют восстановлению физических сил и психологического здоровья человека. Через соответствующий механизм туризм влияет на повышение работоспособности и производительности труда населения и обусловливает его производительную субфункцию.