Туризмология: процесс формирования теории туризма

В статье Философия туризма в системе философского знания характеризуется как относительно автономная составляющая социальной философии, ее прикладной аспект. Выясняется место философии туризма в структуре философского знания.
Актуализация потребности теоретического осмысления туризма обусловлена рядом причин: планетарный характер развития путешествий, широкомаcштабнисть туристической деятельности, необходимость научного обоснования устойчивого развития туризма, согласование различных подходов к решению общих задач туристической отрасли. Накопленный фактический материал туристской деятельности требует развернутой оценки, составления, обобщения. Такую роль призвана сыграть теория туризма (туризмология). Ее сущность заключается в обосновании основных теоретических положений и концептуальных моделей туризма.

Перед туристической наукой возникают новые требования в исследовании теоретических и прикладных проблем. Актуальным теоретическим задачей является согласование понимания и интерпретации отдельных видов туризма, совершенствование концепции туристического обслуживания, моделей туристических центров и территорий. Для решения этих и других актуальных проблем необходимо объединить усилия различных образовательных, научно-исследовательских учреждений, отдельных ученых в национальном и мировом масштабе.

По своей природе туризм выступает в разных ипостасях: он является одной из весомых и динамичных отраслей мировой экономики; развитой социальной системой, генерирующей огромные потоки туристов, к тому же обеспечивает создание сотен миллионов рабочих мест. Все эти составляющие должны быть всесторонне осмыслены и оценены.

Современному туризма присущи все атрибутивные признаки социального института: самодостаточность и автономность, организационная целостность, наличие собственной инфраструктуры, комплекс устоявшихся норм, принципов, правил регулирования деятельности своих подразделений, учреждений и предприятий, соответствующий кадровый потенциал и тому подобное. Для обеспечения перспектив его развития необходимо широкомасштабное, теоретическое исследование базовых составляющих данного социального организма и принципов его функционирования.

Туризм является феноменом общечеловеческой культуры, средством самореализации человека. В рамках туристических путешествий и приключений находят выход существенные мотивации человеческого поведения — извечное стремление к личностному освоения мира, обеспечение потребностей в отдыхе и развлечениях. В процессе путешествий меняются не только окружающие пейзажи, меняется и сам человек, превращая полученные знания и впечатления в достояние собственной духовной культуры. В этом аспекте главным объектом исследования должны стать не гостиницы, турфирмы, прибыли, а человек, который путешествует — Homo viator. Это возможно только через творческое сочетание туризмоведения с социологией, культурологией, этикой, психологией, историей, экологией и другими суспильнознавчимы науками.

Сейчас научное осмысление феномена туризма обеспечивают международные Академии и научные центры. Однако формирование научных принципов туризмоведения шло постепенно, в течение всего процесса его становления и развития. Первые попытки научного постижения путешествий проходили в русле общекультурных и философских традиций.

Относительно первых рефлексий феномена путешествий, следует отметить, что путешествие, путешествия, посещения были неотъемлемой составляющей культурной жизни античного мира. Представление о природе и сущности путешествий нашли свое отражение в древнегреческой мифологии. Первые обобщения путешествий находим у представителей различных философских школ античности — Фалеса, Солона, Пифагора, Платона, Прокла и других. Путешествия античных мудрецов и мыслителей были одним из способов познания окружающего мира через диалоги и споры, обмен мнениями. Особенностью таких путешествий был высокий духовно-культурный, бескорыстный, полифункциональный характер. Древнегреческие философы путешествовали ради самообразования и обучения других, с целью знакомства с выдающимися мыслителями других стран и приобщение к их мудрости, ознакомление с другой культурой и презентации достижений своей культуры другим народам.

Любовь к путешествиям у античных философов определялась мировоззренческими установками и обратно влияла на них. Примером обобщения путешествий в эпоху Античности стала География Страбона, где в 17-ти книгах были упорядочены географические знания древнего мира. Знаменитая История (в 9-ти книгах), написанная древнегреческим историком Геродотом, знакомила читателей не только с историческими событиями, но и содержала значительную информацию о культуре и географические особенности Северной Италии, Малой Азии, Египта, Вавилона, Северного Причерноморья. В этой и подобной народоведческий и исторической литературе часто содержалась информация о содержании путешествий, как, религий, искусств, народных обычаев, черт быта и гостеприимства населения разных стран.

Другое отношение к путешествиям сформировалось в эпоху Средневековья. Религиозная атмосфера, феодальные нравы вызвали соответствующие настроения в средневековой человека, во всем полагалась на волю небес. Абсолютное доминирование сельскохозяйственной деятельности ограничивало тяга к путешествия. Путешествия теряют свое первоначальное значение — знакомство с миром Другого. Развивается такой вид путешествий, как паломничество к святым местам. Впоследствии к нему прилагается миссионерство — разновидность познавательных путешествий. Эти тенденции нашли отражение в теологических учениях Святого Августина и Фомы Аквинского.

Новую окраску в понимание путешествий вносит эпоха Возрождения. В это время открылись первые университеты в которых потянулись сотни молодых людей из разных уголков Европы, что позволяет говорить о возрождении так называемых образовательных путешествий. Это был период великих географических открытий, благодаря которым произошли значительные социальные сдвиги: были найдены новые земли и морские пути; отлаженная мировая торговля; обеспечен культурный и экономический обмен между разными народами и континентами. При этом, путешествия приобрели более организованный характер, усовершенствованные транспортные средства, начала формироваться инфраструктура гостеприимства. Все это обусловило новый взгляд на путешествия, они начали восприниматься, как проявление свободы. Показательным, в этом плане, является высказывание известного мыслителя и морализатора ХVI в. Мишеля Эйкем (Монтеня), который отмечал: Моя потребность в свободе так велика, что если бы мне запретили доступ к какому-то уголка, находящегося где-нибудь в индийских землях, я почувствовал бы себя в определенной степени униженным [24, с.378] .

Путешествия как форма получения знаний и расширения границ образования предстает в Новое Время. Ярким подтверждением этого является эссе Ф. Бэкона О путешествиях. Освещая научную сторону путешествий английский мыслитель отмечал, что они полезны в любом возрасте: в юности — служат дополнением образования, а в зрелые годы — является пополнением опыта. Главной целью познания в путешествиях была не замена обычаев родины иностранными, а обогащение их лучшим из того, чему научился на чужбине [3, с.390].

Характерной особенностью эпохи Возрождения и Нового времени было то, что они выступали своеобразной инициацией в культуру молодого поколения. Традиция много путешествовать обеспечивала дворянским детям вхождения во взрослую, общественную жизнь.

С развитием индустриального общества, улучшением путей сообщения, появлением железнодорожного транспорта и пароходства, путешествия приобретают форму организованного, активного отдыха и получают собственное название — туризм (с конца XVIII в. Людей, которые путешествовали с разной целью, посещали другие страны, стали называть туристами от французского слова тур — путешествие). В 1847 году в Великобритании возникает первая в истории туристская организация Томас Кук и сын. Со второй половины XIX в. во многих странах Европы возникают самодеятельные туристические организации — клубы, общества. В соответствии с этим возникают условия для формирования науки о туризме.