Велнес-туризм

Перспективными тенденциями должны стать дальнейшая дифференциация видов туризма, трансформация экологического туризма в велнес-туризм (Wellness).Научный взгляд на этот вид туризма, который сформировался в США, раскрывает немецкий ученый, председатель Европейской ассоциаций рекреации и отдыха (ELRA) доктор В.Нарштедт в книге Досуг и велнес Оздоровительный туризм в Европе: Велнес — вид туризма с качественно новым способом существования, который каждый турист для себя активизирует с целью достижения наивысшего физического и духовного потенциала, повышения благополучия [50]. Велнес предполагает сознательный образ жизни, с помощью которого через систему знаний есть возможность сохранить здоровье, достичь равновесия души и тела, духовной гармонии с окружающей средой, то есть оптимизировать состояние организма в комплексе. Велнес, как учение о системе обеспечения и оптимизации качественного отдыха различных слоев населения в экономически развитых обществах, предусматривает решение проблем психологического, исторического, социологического, экономического и политического характера. На современном потребительском рынке велнес имеет практическую реализацию через широкий спектр туристических продуктов и программного обеспечения отдыха на грани таких видов туризма, как оздоровительно-профилактический и культурно-познавательный. Этот вид туризма активно предлагают на рынке туристические фирмы США, Венгрии, Германии. Новые парадигмы в туризме базируются на обеспечении высокого качества обслуживания и на управлении качеством отдельных туристических услуг комплексного туристического продукта, важной предпосылкой реализации которого является система постоянного и сквозного обучения персонала (образование в течение всей жизни), работа персонала туристических фирм в команде, с максимальной степенью проявления гостеприимства, изучение ожиданий потребителя туристических услуг, владение специальными (прикладными) информационными технологиями в сфере туристической деятельности и механизмом тотального управления качеством (ТQM) в менеджменте туристических предприятий.

Дискуссионным вопросом в науке о туризме есть инструменты планирования и оценки качества услуг, соотношение технического качества услуг и окружающую среду, мотивации путешествий различных целевых групп населения, в том числе разного возрастного и социального статуса, активного и пассивного форм процесса познания, самообразования через культурно-познавательный туризм и систему парков; политика формирования национальных туристических продуктов с учетом процессов глобализации всех сфер деятельности человека, в том числе туризма; инновации, маркетинг, удовлетворение растущих потребностей туристов.

Весомые методологические основы ценностно ориентированного управления сформировались в 80-90-х гг. ХХ в. в американской бизнес-культуре. В англоязычной версии этой концепции управления представлено как Value-Based Management (VBM). Ее учредителями являются А.Раппопорта и Б.Стюарт, продолжая исследования лауреатов Нобелевской премии М. Миллера и Ф. Модильяни в сфере финансового управления, представили концепцию VBM как универсальную всеобъемлющую систему управления организацией, включая четыре основных элемента: оценка, стратегию, финансы и корпоративное управление [52; 53]. Методическими концептуальными компонентами системы являются:

— Оценка, предполагающая выбор модели и процедур определения ценности организации для владельцев, мониторинг ее изменения, определения механизмов создания новой ценности;
— Разработка стратегии управления, заключается в обосновании конкретных действий, направленных на достижение целевой установки — повышение ценности организации для ее владельцев. Итак, VBM может рассматриваться как отдельное направление стратегического управления;
— Финансы, которые создают ценность организации; среди них выделяются ключевые для каждого подразделения в отдельности и для всей организации в целом. Ценность организации создается тогда, когда доходы от инвестирования превышают расходы на вложенный капитал;
— Корпоративное управление, направленное на согласование интересов собственников и менеджеров, обоснование системы измерения и материального поощрения, предназначенной стимулировать деятельность сотрудников и высшего менеджмента организации.

Другая точка зрения характерна для выводов Г.Арнольда, который обосновывал такие ключевые элементы концепции VBM [47]:

— Долгосрочный благосостояние акционеров (собственников);
— Ценность для акционеров создается только при условии, если отдача на вложенные средства превышает их альтернативную стоимость;
— Система материального стимулирования должна быть связана с внутренними показателями, используемыми для прогнозирования и измерения результатов деятельности и которые информируют менеджеров о степени выполнения основной цели по долгосрочному благосостояния акционеров (собственников).