Влияние сектора туристических услуг на развитие национальной экономики

Аннотация. Рассмотрены теоретико-методологические основы влияния туризма на национальную экономику, осуществлена классификация влияния туризма на национальную экономику, определены причины и последствия негативного воздействия туризма, исследована сущность и параметры туристического мультипликатора, сформулированы механизм влияния сектора туристических услуг на уровень развития национальной экономики.

На состояние национальной экономики государства разнонаправленное и многостороннее влияние осуществляет сектор туристических услуг. Ведь туризм становится ресурсом экономического роста в аккумулирующих значительные туристические потоки, положительно влияет на макроэкономическую ситуацию в государстве, оптимизирует структуру национальной экономики.

Изучение вопросов, связанных с экономическим влиянием сектора туристических услуг, получило широкое освещение в научной литературе, в частности, в трудах таких исследователей, как: М. Борущак, И. Зорин, Н. Кабушкин, Х. Клемент, В. Козырев, В . Любицева, Г. Папирян, П. Ротоу, А. Сурин. Но проблемам классификации влияния туризма на развитие национальной экономики и определению его причин и последствий не уделяется достаточного внимания.

Целью написания статьи является обобщение теоретических подходов к определению функций туризма, осуществление классификации влияния туризма на национальную экономику, определение причин и последствий этого воздействия и экономической сущности туристического мультипликатора, формирование комплексного механизма влияния сектора туристических услуг на уровень развития национальной экономики.

Анализ экономической литературы показал, что отечественные и зарубежные исследователи выделяют такие виды воздействия туризма на национальную экономику:

1) по направлению воздействия: положительный и отрицательный;
2) по источнику воздействия: прямой и косвенный.

По мнению Г. Папиряна, «международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики [4].

По словам отечественных экономистов И. Карпенко и Ю. Олишевской, туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры (гостиниц, ресторанов, предприятий торговли и т.п.), имеет широкие возможности для привлечения инвестиций, обеспечивает диверсификацию экономики путем создания отраслей, обслуживающих индустрию туризма, повышает уровень благосостояния нации [5].

Таким образом, обобщая литературные источники [1-5], можно сделать вывод, что положительный экономический влияние сектора туристических услуг проявляется с помощью следующих функций:

1) формирование валовой добавленной стоимости (в 2009г. На туристическую отрасль приходилось 3,2% мирового ВВП, а на туристическую отрасль со смежными отраслями — 9,4% [6]);
2) обеспечение занятости населения как в туристической отрасли, так и в других (смежных) отраслях экономики (в 2009 мировой уровень занятости населения в туристической отрасли составлял 2,8%, а в туристической отрасли и смежных отраслях — 8,2% [ 6]);
3) активизации внутренней и международной торговли товарами и услугами других отраслей экономики (на импорт товаров для туристов ежегодно приходится от 15 до 55% поступлений от туризма [7]);
4) обеспечение притока иностранной валюты (в 46-ти из 49-ти наименее развитых странах мира и 40% всех стран мира туризм стал основным источником притока иностранной валюты в страну [8]);
5) выравнивание состояния платежного баланса (благодаря развитию туризма некоторые страны, например, Польша, Болгария, Чехия, Хорватия, ликвидировали отрицательное сальдо торгового баланса и улучшили сальдо платежного баланса);
6) формирование доходной части государственного бюджета (в 2008 г.. Доля туристических поступлений в общем экспорте страны составила в Хорватии — 74,4%, в Албании — 70,8%, в Испании — 43,5% [9]);
7) содействие экономическому развитию регионов и повышение уровня жизни местного населения;
8) обеспечение притока инвестиций (в 2009 9,4% мирового объема инвестиций приходилось на сектор туристических услуг [6]);
9) расширение производства отраслей, обслуживающих туристическую отрасль;
10) повышение благосостояния нации.