Влияние терминологии на показатели туристической деятельности

Постановка проблемы. В статье рассматриваются базовые дефиниции по туризму, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах туристического законодательства Украины, проводится их сравнительный анализ по выявлению влияния на показатели туристической деятельности, в частности, количества иностранных туристов. Для характеристики въездного туристопотоку используются данные трех источников информации — сведений Администрации Государственной пограничной службы (АДПС), которые размещены на официальных сайтах Государственной службы туризма и курортов (ГСТК) и Государственного комитета статистики и данных из формы статистической отчетности 1-ТУР, что позволяет сделать определенные выводы о необъективности учета туристов в Украину.
Анализ исследований и публикаций последних лет. Среди украинских ученых исследованию основных дефиниций (туризм, турист, посетитель и т.п.) посвятили отдельные главы своих работ В.К. Бабарицька и А.Ю. Малиновская [1, с.16-18, 20-26], М.П. Сайт для, В.В. Худо и В.И. Цыбух [2, с.22, 26-28], П.Р.Пуцентейло [3, с.73-77], некоторые другие. Однако приходится констатировать, что с введением в действие нормативно-правовых актов по туризму [4; 5; 6] авторы научных работ стали значительно меньше уделять внимания анализу существующей терминологии с целью ее улучшения. Однако, применение основных терминов при использовании их на практике носит противоречивый характер, что приводит к недостоверности данных об объемах туристической деятельности.

Изложение основного материала. Согласно действующему Закону Украины О туризме (в редакции 2003) данная сфера деятельности провозглашена одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры нашей страны, в связи с чем должны быть созданы условия для нормального функционирования туристической отрасли.

Для осуществления законной деятельности, направленной на обслуживание потребителей туристических услуг, в нашей стране разработана нормативно-правовая база, которая включает помимо основных общегосударственных документов (Конституции Украины, Гражданского и Хозяйственного кодексов и т.д.), ряд специфических, касаются именно организации туризма. Среди множества нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление туристической деятельности в Украине, в качестве основных, характеризующих понятийный аппарат, необходимый для отнесения потребителей туристических услуг к той или иной категории, можно выделить следующие:

1. Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О туризме от 18.11.2003 г.. 1282-IV (далее — Закон о туризме);
2. Методика расчета объемов туристической деятельности от 12.11.2003 г.. 142 / 394 (далее — Методика 142);
3. Инструкция по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-ТУР от 04.03.1998 г.. 96 (далее — Инструкция по 1-ТУР).

Ключевыми терминами, используемыми в рамках данного исследования, является турист, посетитель, однодневный посетитель, экскурсант, прочие потребители туристических услуг.

В следующем нормативно-правовом акте Методика 142 детализируются некоторые из сроков, указанных в Законе о туризме, что, на наш взгляд, вносит определенную путаницу. Так, например, посетители делятся на две категории: туристы и однодневные посетители [5], последние из которых в Законе о туризме не представлены вообще. При этом, посетитель — любое лицо, осуществляющее поездку в место (страну), которое находится за пределами ее обычной среды на срок, не превышающий один год подряд, с целью, не вызывает деятельность, оплачивается из источников, которые находятся в месте посещения [5]. Уточнение по обычной среды имеет очень большое значение, так как обозначает местность в непосредственной близости от мест проживания, работы или учебы посетителя или других мест, часто или регулярно им посещаются. Для большинства жителей приграничных территорий обычным средой являются пограничные территории обеих сопредельных государств. Значительная часть таких жителей имеют источники жизнеобеспечения именно на территории сопредельного государства, поэтому их никак нельзя присоединить к категории туристов.

Согласно Методике 142, турист является посетителем, пребывание которого составляет как минимум одну ночевку в посещаемом месте. Во однодневным посетителем понимается посетитель, пребывание которого в месте посещения менее 24 часов и при этом не включает ни одной ночевки в посещаемом месте [5].

Согласно Методике 142 с уточнениями, внесенными Инструкцией по 1-ТУР [6], в однодневных посетителей относятся:

— Круизные пассажиры — лица, прибывающие в определенную страну на круизных судах и которые ночуют на борту судна, даже если судно находится в порту несколько дней;
— Экипажи транспортных средств, члены которых являются иностранными лицами, то есть не являются резидентами посещаемой страны, и находятся в данной стране в течение дня;
— Транзитные посетители, без осуществления ночевки в заведении размещения следующих по территории данной страны к своему месту назначения в другой стране, что также может занять не один день. Таким образом, характеристика данных лиц как однодневных посетителей местности означает только, что они не осуществляют ночевку в стационарных средствах размещения данной территории.

В Методике 142 также указанные лица, не зачисляются ни к числу посетителей (сезонные рабочие и эмигранты, поскольку они занимаются деятельностью, оплачиваемой из источника в месте посещения), ни к числу туристов (пограничные работники, временные иммигранты, постоянные иммигранты, кочевники, транзитные пассажиры, которые не оставляют транзитной зоны, беженцы, военнослужащие, консульские работники, дипломаты).

Кроме того, в соответствии с Методикой 142, еще одной важной категорией лиц, которые не относятся ни к туристам, ни к однодневных посетителей, являются жители приграничных территорий, для которых в местных пунктах пропуска организован упрощенный вариант пересечения границы, и которые могут регулярно пользоваться этим правом с целью пребывания в приграничной территории соседнего государства в течение 24 часов без осуществления ночевки в стране посещения.